Skip links

Классика и виртуальность

Когда у меня был плотный график работы, то совершенно не было времени задумываться, тренировки проходили одна за другой. Сейчас, в летний период, тренерская нагрузка уменьшена, поэтому у меня есть такое прекрасное время, как дежурство в бассейне, во время которого я могу проанализировать технику плавания посетителей. Это происходит не специально, автоматически. В целом с первых метров становится понятно: человек не занимался никогда и плывет способом «как могу», занимался с тренером или же учился по видеороликам на просторах интернета.
Последние несколько лет видео-индустрия набирает глобальные обороты. Сейчас не снимают ролики, наверное, только самые ленивые. У каждого тренера обязательно есть свой канал на YouTube и страница в Instagram. Еще и до ухода на карантин в интернете присутствовало огромное количество информации о тонкостях, «фишках» и «секретах» плавания, среди которой достойный контент было очень проблематично отфильтровать даже мне, знающему и понимающему в этой области человеку. За время карантина и четырехмесячного отсутствия возможности работать «по классике жанра» – с бортика бассейна, многие активно перешли в интернет и онлайн-форматы, и информации стало многократно больше. Открылись даже онлайн-школы плавания (этот формат для меня самый загадочный, как научиться плавать онлайн если вас не видит тренер, не видит, что и как вы делаете, на чем вообще строится тренировочный процесс и как составляется план тренировок)?
Присутствующее многообразие видео-уроков и упражнений по плаванию делится на две основные группы: такие, где применяют показательный метод преподавания и исполняют высококвалифицированные профессионалы, и те, где выполнение показано любительски. И в том, и в другом случае есть свои минусы. В случае любительского исполнения велик риск переноса на воду чужих ошибок. Конечно же, логичнее и правильнее, подумаете вы, смотреть на профессионалов и мировых звезд. Да, соглашусь. Но главный минус, он же и плюс, заключается в их филигранной технике исполнения, которая отработана годами, и зачастую определенные движения доведены до автоматизма, поэтому в подобных видеороликах на них не уделяется особого внимания и разъяснения. Но не компетентному человеку проблематично отличить одно от другого, поэтому зачастую начинается бездумное копирование и повторение всего увиденного. Как следствие вместо оттачивания мастерства по факту получается отражение через призму «кривого зеркала», когда отсутствует понимание, зачем и для чего выполняется то или иное движение. Почему именно так. Что и где вы должны почувствовать, затрачивается впустую много сил, закрепляются ошибки в технике из устоявшихся стереотипов. А вам ведь никто не подскажет. Не подскажет до тех пор, пока вы не попадете на занятие к тренеру. Переучиваться всегда тяжелее, чем научиться с нулевого уровня подготовки.
Я не призываю вас к тому, чтобы отказаться вовсе от просмотра видеороликов. Я сама часто и много смотрю видео для вдохновения и новых идей, но даже с моим образованием и опытом работы, найдя что-то новое достойное и интересное, то я далеко не с первых секунд понимаю предназначение и выполнение того или иного упражнения. Захожу в воду, пробую. И если понимаю, что оно реально работает и по силам моим ученикам, то по необходимости включаю их в тренировки.
Техника плавания у всех индивидуальна, у всех есть свои ошибки и погрешности, нуждающиеся в корректировках. То упражнение, которое подходит и необходимо одному, вовсе может быть необязательно другому. Тренер, всегда знает какое упражнение дать для отработки, а также покажет и объяснит, что, зачем и почему. Плавайте правильно и с удовольствием! Ну а дальше Вам решать, как.
До скорой встречи на голубых дорожках!

C уважением, Елена Сивкова!